Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования г.п. Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Наш адрес
628247, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г.п. Зеленоборск, ул. Политехническая, 13
Приемная
телефон: (34675) 4-74-87
факс: (34675) 4-74-87
Эл. почта: admzelenoborsk@mail.ru
28 марта 2016

Информация о досудебном порядке обжалования решений налогового органа

Из анализа работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров следует, что темп роста жалоб, не зависящий от введения процедуры обязательного досудебного урегулирования налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке, выше темпа роста заявлений, рассматриваемых в судебном порядке. Это указывает на то, что все больше налогоплательщиков отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налоговых споров, а не обращаются сразу в суд.
Одна из задач досудебного аудита налоговых органов – выявление «системных» ошибок в организации работы по применению налогового законодательства, в том числе путем анализа результатов рассмотрения жалоб с учетом их дальнейшего рассмотрения судебными органами, с целью дальнейшего принятия мер по их устранению.

Хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на необходимость соблюдения порядка оформления и подачи апелляционной жалобы с тем, чтобы уменьшить количество оставленных без рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который, в свою очередь, обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Жалоба, направленная налогоплательщиком непосредственно в вышестоящий налоговый орган, будет рассмотрена в общем порядке, а решение инспекции о взыскании доначисленных сумм будет исполняться. Также рекомендуем не направлять апелляционную жалобу почтой, а подавать непосредственно в инспекцию, чтобы исключить случаи поступления жалоб по истечении десятидневного срока, когда решение вступит в силу и будет исполняться.
Важно помнить, что апелляционная жалоба подается только на не вступившее в силу решение о привлечении к налоговой ответственности, то есть на ненормативный акт налогового органа, принятый в рамках камеральной или выездной налоговой проверки.

Апелляционная жалоба должна содержать аргументированную позицию налогоплательщика по каждому заявленному доводу. Это позволит оценить доводы инспекции наравне с доводами заявителя, так как в иных случаях отсутствие четких мотивированных доводов в жалобе значительно затрудняет понимание сути аргументов заявителя жалобы.

Если апелляционная жалоба подписывается представителем организации или физического лица, то к ней необходимо приложить доверенность (подлинник или заверенную копию). Если жалобу подписывает лицо, исполняющее обязанности руководителя, необходимо приложить соответствующий приказ о возложении на него данных функций.

Существуют и другие обстоятельства, о которых следует знать.
Жалобу можно отозвать до принятия по ней решения. Для этого налогоплательщик, обратившейся с жалобой в вышестоящий налоговый орган, должен подать (туда же) письменное заявление. Но учтите: отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
В рассмотрении жалобы могут отказать в следующих случаях:
- пропуска срока подачи жалобы в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РФ;
- отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
- подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26-29 Налогового кодекса РФ).
При этом о невозможности рассмотрения жалобы налогоплательщика должны известить в десятидневный срок со дня ее получения.
Пожаловаться можно повторно. Получив указанное сообщение, налогоплательщик вправе внести необходимые исправления и обратиться с жалобой еще раз. При этом нужно уложиться в установленные сроки.

Приведем общие правила составления жалоб, подаваемых вышестоящему налоговому органу.
1. Жалоба подписывается руководителем организации, имеющим право действовать от ее имени без доверенности, лично индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом, не являющимся предпринимателем, являющимися заявителями жалобы.
В случае если жалоба подписывается представителем по доверенности, то в такой доверенности должны быть указаны необходимые полномочия, которыми наделяется поверенный, в том числе и на подписание жалоб.
Доверенность от имени юридического лица должна содержать дату, место выдачи, паспортные данные представителя, перечень полномочий, срок выдачи (срок действия доверенности не может превышать трех лет, если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года). Доверенность подписывается руководителем организации и скрепляется печатью. Доверенность, выданная физическим лицом, должна быть заверена нотариально.
2. Жалоба должна содержать четкие обоснования заявленных требований со ссылкой на нормативные акты и подтверждающие документы, которые заявитель вправе приложить к жалобе, предварительно заверив их. Хотелось бы, чтобы доводы заявителя и обоснования заявленных требований были изложены в жалобе наиболее полно, т.к. от этого во многом зависит результат рассмотрения жалобы.
Данные рекомендации касаются и возражений налогоплательщиков, заявляемых ими в инспекцию на стадии рассмотрения актов выездных и камеральных проверок, других мероприятий налогового контроля.
Жалоба подается в письменной форме. В жалобе рекомендуется отразить:
- реквизиты (номер, дату и т. д.) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности;
- предмет обжалования: все эпизоды, доводы и выводы проверяющих, содержащиеся в резолютивной и мотивировочной частях решения, которые компания считает неправомерными;
- обоснование своей точки зрения (привести ссылки на нормы законодательства и нормативные документы, подробно изложить свои аргументы по эпизодам, доводам и выводам проверяющих, с которыми организация не согласна, и др.);
- мотивацию своих действий (использование разъяснений чиновников, писем Минфина и ФНС России, судебной практики и др.).

В заключительной части жалобы необходимо поместить просьбу:
- об отмене (полностью или частично) решения налоговой инспекции;
- об изменении решения;
- о вынесении нового решения.
Просьб может быть несколько (в отношении разных эпизодов).

К жалобе могут быть приложены следующие документы:
- акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности, то есть само обжалуемое решение);
- акт налоговой проверки;
- первичные документы, подтверждающие позицию заявителя (акты, накладные и т. д.);
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (договоры, выписки, справки и проч.).
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение или жалобы на акт инспекции вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:
- оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- отменить или изменить решение полностью или частично и принять новое решение (отменить акт инспекции);
- отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу.
В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом по заявлению лица, подающего жалобу (п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Правовой отдел Межрайонной ИФНС России № 4
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

Возврат к списку